25.10.2021

«Бьем тревогу, но никто не обращает внимания!»: Рифкат Минниханов взялся за беспилотники

14 февраля 2020

«Бьем тревогу, но никто не обращает внимания!»: Рифкат Минниханов взялся за беспилотники

«Главный вопрос — обеспечение безопасности. Если беспилотник будет давить людей, зачем оно надо?» — резонно рассуждали депутаты на комитете по экономике. Рифкат Минниханов же предупредил: не отрегулируем беспилотное законодательство — впадем в зависимость от иностранцев. О том, как депутаты обсуждали беспилотные тренды, замдиректора КАМАЗа Фирдаус Кабиров сетовал на отсутствие господдержки, а Марат Галеев объяснял, почему автопилот в автомобиле сложнее, чем в самолете, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

По словам Фирдауса Кабирова, сейчас происходит революционное развитие автомобилестроения: в ближайшем будущем автомобили будут автономными, а грузовики — и вовсе бескабинными

АВТОНОМНЫЕ АВТОМОБИЛИ УВЕЛИЧАТ СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ В 3 РАЗА


Заседание комитета ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству прошло накануне под знаком развития беспилотного, инновационного и высокоавтоматизированного транспорта. Тон задал Фирдаус Кабиров, заместитель директора по развитию по инновационным продуктам ПАО «КАМАЗ»: он не только рассказал о ноу-хау автогиганта, но и обрисовал основные транспортные тренды современности. По его словам, сейчас происходит революционное развитие автомобилестроения: в ближайшем будущем автомобили будут автономными, а грузовики — и вовсе бескабинными. А дальше пойдет более плавное развитие.



Сегодня же наибольшее техническое развитие имеют, по его словам, следующие направления: тяговый электропривод и, соответственно, электромобили, развитие ADAS-систем (advanced driver-assistance systems — инновационные системы помощи водителю) и появление автономных автомобилей на дорогах общего пользования. А также связь автомобиля со средой (развивается высокоточная картография, 5G) и энергоэффективное направление. Все это, по мысли Кабирова, в итоге должно привести к снижению выбросов вредных веществ до нуля, исчезновению ДТП, снижению затрат на эксплуатацию транспортных средств в 2–3 раза, росту пропускной способности дорог в 3–4 раза, увеличению скорости перемещения товаров и людей в 3 раза. Причем уже имеющиеся разработки можно использовать на закрытых территориях заводов, на карьерах, словом, там, где не действуют ПДД и не требуется нормативного регулирования.

1.jpg


Заместитель директора по развитию по инновационным продуктам ПАО «КАМАЗ» напомнил про гордость компании — электробус «КАМАЗ-6282»

С точки зрения электротранспорта КАМАЗ серьезно продвинулся: Кабиров рассказал про гибридный «КАМАЗ-65207» с запасом хода на электричестве 12 километров. Автомобиль был создан 6 лет назад, сертифицирован, существует как товарный продукт. Напомнил он и про гордость компании — электробус «КАМАЗ-6282». 200 таких электробусов автогигант уже поставил в Москву, и заказ еще на 200 поступит в этом году. В перспективе — выпуск грузового электротранспорта, в том числе бескабинного автомобиля «Челнок». Кабиров презентовал энергоэффективный магистральный тягач «КАМАЗ-2020», который ровно два месяца назад показывали президенту РФ Владимиру Путину. Он подчеркнул, что компания может делать автомобили на уровне с зарубежными производителями с мониторами вместо зеркал, проекционным дисплеем, инновационными фарами. Другой вопрос, что это приводит к удорожанию грузовиков и покупатели от таких опций просто отказываются.


«Сегодня мы уже предлагаем некоторые функции, но это дополнительная стоимость. Клиенты отказываются, им не нужны круиз-контроли, никакие крутые рули, фары. Они не хотят платить дополнительно 30–50 тысяч рублей», — признал Кабиров в ответ на вопрос депутата Артура Абдульзянова. ADAS первого уровня, по его словам, будет стоить около $1 тысячи.

1.jpg


Кабиров презентовал энергоэффективный магистральный тягач «КАМАЗ-2020», который ровно два месяца назад показывали президенту РФ Владимиру Путину


«ВСЕ ЭТИ ЭЛЕКТРОАВТОМОБИЛИ МЫ, КОНЕЧНО ЖЕ, ДЕЛАЕМ НА ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОНЕНТАХ»



«Все эти электроавтомобили мы, конечно же, делаем на зарубежных компонентах. Но появляется новый, очень большой рынок, к 2050 году ожидается переход на электроавтомобили, двигатели внутреннего сгорания постепенно запрещаются, и освоение этих производств будет играть большую роль в ВВП страны. Батареями и электродвигателями у нас в стране никто не занимается, ячейки сейчас производят только Япония, Южная Корея и Китай, их скупают для батарей все остальные», — констатировал Кабиров.



«Что нужно, чтобы не упустить момент и не заниматься только закупкой импортных комплектующих? Необходима господдержка отечественного производителя аппаратных частей, создание и развитие инфраструктуры для испытания и эксплуатации автономных транспортных средств, создание нормативной базы, стимулирование продаж и эксплуатации автономных транспортных средств», — перечислял Кабиров. Он напомнил, что в прошлом году в Германии завод аккумуляторных накопителей энергии открывала лично Ангела Меркель, выделив предприятию существенное госфинансирование.



Он пояснил, что инфраструктуры для испытаний беспилотников категорически не хватает: тестирования проводятся на полигоне НАМИ со скоростью 20 км/ч, но этого недостаточно. «Другое дело — реагировать на знаки на скорости 60–80 километров в час. В Китае три государственных полигона, где отрабатываются все автомобили. К сожалению, мы этот вопрос так и не пробили», — вздохнул он.



«Сегодня даже из Казани в Челны не можем запустить беспилотник, интернет не покрывает всю дорогу»



Отдельно он остановился на строительстве умных дорог и зарядной инфраструктуры. «Сегодня даже из Казани в Челны не можем запустить беспилотник, интернет не покрывает всю дорогу», — пояснил Кабиров. Он уточнил, что в будущем надо будет озадачиться станцией переработки батарей и, возможно, создавать в городах-миллионниках специальные коридоры — выделенные полосы.



Для того чтобы развиваться в этом направлении, по его мысли, необходимо ужесточение экологических требований в перспективе на полный отказ от двигателей внутреннего сгорания к 2050 году. А также разрешение на эксплуатацию автомобилей с системами ADAS 4-го и 5-го уровня на дорогах общего пользования с 2028-го. «Мы в НИОКР тратим колоссальные деньги, но мы же автопроизводители, нам необходимо получить в итоге товар, который можно продавать. Чтобы не работать в корзину, необходимо знать, что в таком-то году это будет применяться», — заключил он.

1.jpg

Станислав Ефимов (слева) отметил, что причиной 90% ДТП является человеческий фактор: «Правильно настроенный автомобиль полностью соблюдает ПДД, неплохо видит дорожную обстановку и может ее предсказывать»


Второй активный разработчик беспилотников — «Яндекс». Про его автомобили рассказал Станислав Ефимов, руководитель IT-отдела фонда развития города Иннополис. Он пояснил, что в качестве такси беспилотники работают с 28 августа 2018 года, причем, так как другого общественного транспорта нет, в среднем их вызывают 40 раз в день (когда много гостей в городе, доходит и до 70 вызовов). Сейчас по городу автономно катаются 6 автомобилей, средняя продолжительность поездки занимает 5,5 минуты. «Сначала нужно было подписывать социальное согласие, сейчас ограничились галочкой в приложении под соглашением, которое обычно люди не читают», — пошутил он.



По словам Ефимова, «Яндекс.Беспилотникам» не требуются умные дороги и 5G: весь перегон из Москвы в Иннополис они преодолели автономно — под контролем, но без участия инженера-испытателя. «Лидары сканируют пространство, камеры с помощью компьютерного зрения передают визуальную информацию, а радары действуют для ближнего обнаружения предметов», — объяснял он.



Ефимов отметил, что причиной 90% ДТП является человеческий фактор. «Правильно настроенный автомобиль полностью соблюдает ПДД, неплохо видит дорожную обстановку и может ее предсказывать», — сказал он, пояснив, что в Иннополисе они проехали более 165 тыс. км и никаких инцидентов не было. Так что остались только сложности с регулированием.

1.jpg


В Иннополисе беспилотники «Яндекса» проехали более 165 тыс. км и никаких инцидентов не было


«НАПИШИТЕ ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ. У НАС АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС НА ПОЛЬЗУ»



«Главный вопрос — обеспечение безопасности. Если беспилотник будет давить людей, зачем оно надо?» — задался риторическим вопросом глава комитета Лутфулла Шафигуллин, анонсируя выступление директора ГБУ БДД РТ Рифката Минниханова.



«Беспилотники — составляющие ИТС, интеллектуальных транспортных систем, — отреагировал тот. — Вы все понимаете, что после принятия программы „Цифровая экономика“ была учреждена ассоциация „Цифровой транспорт и логистика“, соответственно, 11 декабря в министерстве юстиции РТ зарегистрировали международную ассоциацию „Интер ИТС“. Наше учреждение разработало варианты взаимодействия всех основных секторов этого направления: науки, государства и бизнеса, но оно пока в зачаточном состоянии. К сожалению, все направления существуют порознь (единой интеграции нет) и недоступны всем субъектам дорожно-транспортного комплекса».



По его словам, на сегодняшний день беспилотный транспорт полностью автономный, но под контролем оператора. Испытания таких автомобилей проходят на тестовой площадке ГБУ БДД — фрагменте умной дороги, оборудованной камерами и всевозможными системами контроля, на окраине Казани. «В упрощенном виде инфраструктура должна состоять в обеспечении информацией в режиме реального времени. Мы прорабатываем различные технологии, определяем правила игры», — сказал Минниханов. «Главное — консолидация, интеграция всех интеллектуальных систем, создание телематических модулей, обеспечивающих взаимодействие с объектом дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение скоростных каналов связи, гарантирующих взаимодействие десятков миллионов транспортных средств, и обеспечение в обозримой перспективе бесконфликтного сосуществования управляемых человеком, автоматизированных и полностью автономных транспортных средств», — перечислял он.


Ключевая проблема, по мысли Рифката Минниханова, — нормативное регулирование, точнее, его отсутствие


Ключевая проблема, по мысли Минниханова, — нормативное регулирование, точнее, его отсутствие. Если в Европе и США ИТС регламентируют около 400 нормативных актов, то в России идет отставание в 10 раз, или на 10–15 лет. Так что, если мы можем пользоваться зарубежными комплектующими, использовать иностранные нормативы не получится. «Если не будут приниматься кардинальные меры, нас ждет необратимая потеря темпов развития, утрата рыночных позиций, неизбежные экономические потери, хроническая зависимость от зарубежных производителей», — рисовал директор ГБУ БДД печальную картину.



Он подчеркнул, что в соответствии с нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено комплексное внедрение ИТС в городских агломерациях. Финансирование из федерального бюджета будет выделено казанской и челнинской агромерациям, там появятся полигоны. «Но я сразу скажу: пока мы беспилотники не рассматриваем в рамках этих средств. К сожалению, они не имеют законодательной основы. „Яндекс“ сам по себе ведет [разработки], КАМАЗ — сам по себе. Государственной политики нет», — объяснил он.



Член комитета Олег Коробченко поинтересовался, почему нет единой структуры, ассоциации, объединяющей всех изобретателей, и почему бы не объединить всех изобретателей, которые сейчас идут каждый по своему пути. Минниханов сообщил, что его ведомство несколько раз ставило вопрос о появлении ассоциации. «„Цифровой транспорт и логистика“ была создана, но, как это работает, пока не видно, а „Интер ИТС“ только организована — она будет приглашать войти в нее и КАМАЗ, и „Яндекс“, если они согласятся. Мы бьем тревогу, но на это что-то никто не обращает внимания на сегодняшний день. Единственная особенность России, чем мы хороши, в отличие от Запада? Вот Владимир Владимирович сказал: „ГЛОНАСС должен быть“ — за два года ГЛОНАСС появился. Сказал: „Платон“ должен быть“ — ничего не произошло, а в течение года сделали. Европа с этой системой взимания платы долго носилась — палатки ставили, устройства сжигали… А у нас сказали — и в течение года все появилось. А они десятилетиями барахтаются. И здесь будет отмашка — сделают. Вот вы напишите Владимиру Владимировичу. У нас административный ресурс на пользу — если власть понимает, что это нужно, все быстро делается», — ответил он.

1.jpg


Лутфулла Шафигуллин: «Председатель Госдумы Вячеслав Володин убедительно просил Фарида Хайрулловича Мухаметшина изучить вопрос, внести в Госдуму предложения в виде законодательной инициативы»


«АВТОПИЛОТ В МАШИНЕ СДЕЛАТЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ В САМОЛЕТЕ»



«Такого еще не было, чтобы в течение часа обсуждали один вопрос», — удивился Шафигуллин, посмотрев на часы. Но тема еще себя не исчерпала — самое интересное было впереди.



«Председатель Госдумы Вячеслав Володин убедительно просил Фарида Хайрулловича Мухаметшина изучить вопрос, внести в Госдуму предложения в виде законодательной инициативы, создания правовой базы для развития инновационных транспортных средств», — сообщил он. И в Госсовете была создана рабочая группа, в состав которой вошли КАМАЗ, БДД, мэрия Иннополиса, которая этот проект уже разработала.



«Нам говорят, мол, не рано ли закон разрабатывать, но важно не опоздать. Закон рамочный, формирует понятийный аппарат, полномочия федерального органа, одно из которых — определить уполномоченный координирующий орган. Сейчас очень большой разнобой, это здорово тормозит и способно привести к пустой трате средств. Могут быть тупиковые ситуации, когда тратили-тратили, а потом оказалось, что это не нужно», — рассказывал депутат Марат Галеев.



Он сообщил, что международная ассоциация инженеров определила 6 уровней автоматизации, где 0 — «три педали», механическая коробка передач, четвертый уровень полностью автоматизирован, но с водителем, на пятом — водителя нет, есть дистанционный оператор (законопроект посвящен как раз четвертому и пятому). Такой оператор будет работать как диспетчер в аэропорту и станет отвечать в случае ЧП. В законе, кстати, прописаны требования к собственнику, водителю и оператору, а также к страховке, поскольку оборудование бывает дороже самого транспортного средства.



«Когда мы запускаем компьютер, все его системы тестируются. Если он неисправен — не включится. Так и беспилотный автомобиль с мозгами электронными: пока не проверит — не поедет. Человек же редко когда проверяет, например, давление в шинах — сел и поехал», — успокоил депутат.

1.jpg

Марат Галеев: «Сейчас очень большой разнобой, это здорово тормозит и способно привести к пустой трате средств. Могут быть тупиковые ситуации, когда тратили-тратили, а потом оказалось, что это не нужно»


«Революционное изменение оправдает себя тогда, когда станет более эффективным. В Германии бегают 7 фур беспилотных: впереди одна с водителем, остальные — без: едут в нескольких сантиметрах друг от друга. Плотность движения беспилотников намного выше, трафик будет уменьшаться. Человек всегда выдерживает бо́льший интервал: секунда на реакцию, секунда на действие — две секунды потеряли. Расстояние между ТС будет исчисляться сантиметрами. Ездить станут круглыми сутками — водители больше 9 часов находиться за рулем не имеют права. Средняя скорость должна быть выше», — рисовал Галеев позитивное беспилотное будущее.



«Принятие этого закона нужно для того, чтобы стимулировать разработку многих других подзаконных нормативных актов. Эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств должен завершиться в 2022 году. По его завершению будет приниматься принципиальное решение о внедрении инновационного транспорта. К этому времени нормативная база должна быть серьезно проработана», — заключил он.



Члены комитета законопроект поддержали, так что теперь он будет представлен на ближайшей сессии Госсовета РТ — 20 февраля. Если депутаты его одобрят, то документ направят на рассмотрение в Госдуму.



Сам Галеев, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», сообщил, что до этого таких законопроектов не было: «Якорные вещи мы расписали, это открывает возможность для изменения большого количества подзаконных актов. Сейчас дозрели до того, чтобы хотя бы понятийный аппарат был один». По его словам, сложность в том, что на дорогах одновременно окажутся живые водители и беспилотники. А требования к обычным машинам тоже должны постепенно меняться. «Проблема оказалась гораздо сложнее, чем представлялось вначале. Автопилот в машине сделать сложнее, чем в самолете. Тут животное может выскочить, яма образоваться, гололед в течение 20 минут. Система технологически должна быть гораздо сложнее. Потом, появились хакеры, которые могут вмешаться. Нужна информационная защита, а это дополнительные издержки. Я был на конференции международной в Иннополисе в прошлом году, спикеры уверяли, что технические вопросы решены. Черта с два! Их выше крыши. Илон Маск тоже этим занимается… Трудности оказались большими. Но все идет к этому однозначно».



По словам Галеева, если все будет хорошо, то к 2030 году беспилотники могут появиться. Но для этого дороги необходимо сертифицировать и обустроить, должна появиться 5G. «Скорость продвижения по разработкам очень большая, поэтому вам никто точно не скажет, когда запустят беспилотники», — констатировал он.

1.jpg


В законопроекте говорится, что на движение инновационного транспортного средства по дорогам общего пользования будет выдаваться специальное разрешение, как, собственно, и право управления беспилотным транспортом


НОВЫЕ ПРАВА И ТОТАЛЬНАЯ СЛЕЖКА?



Сам законопроект опубликован на сайте Госсовета РТ. В нем в качестве базового используется термин «инновационное транспортное средство» — средство автомобильного транспорта, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов, оборудования, установленного на нем, в котором применены новые конструктивные решения, качественно повышающие его эксплуатационные показатели, связанные с экологической безопасностью и безопасностью участников дорожного движения.



В документе говорится, что на движение инновационного транспортного средства по дорогам общего пользования будет выдаваться специальное разрешение, как, собственно, и право управления беспилотным транспортом (в дополнение к стандартному водительскому удостоверению), для которого понадобится специальная подготовка.



Безопасности посвящена отдельная статья. Согласно ей, такое транспортное средство должно быть оборудовано аппаратно-программным комплексом, «обеспечивающим его защиту от неправомерного доступа», а система безопасности должна исключать самопроизвольную активацию или деактивацию автоматической системы вождения.

1.jpg


«Самоуправляемые автомобили смогут обнаруживать препятствия, аварии, потенциальные угрозы и будут информировать о них нужные службы. А программное обеспечение — вычислять преступления»


Та же статья гласит, что «инновационное транспортное средство дополнительно должно быть оборудовано техническим средством непрерывной некорректируемой регистрации основных его параметров, сбора, хранения данных о движении такого транспортного средства, включая данные о его местонахождении, скорости, входных данных в бортовой блок управления, поступающих с органов технического зрения и со стороны водителя, оператора или третьих лиц, выходных данных с бортового блока управления на исполнительные органы инновационного транспортного средства с функцией блокировки данных при совершении аварийных событий». При этом доступ к данному оборудованию предоставляется только специализированному органу, определенному правительством.



«С одной стороны, ошеломляющее количество собранных данных способно значительно повысить общественную безопасность. Самоуправляемые автомобили смогут обнаруживать препятствия, аварии, потенциальные угрозы и будут информировать о них нужные службы. А программное обеспечение — вычислять преступления с помощью специальных алгоритмов в режиме реального времени и сообщать о них властям. С другой стороны, такая постоянная слежка приближает нас к тоталитарному обществу. К примеру, подключенные к интернету беспилотные авто смогут регулярно отслеживать координаты пассажиров. А технология распознавания лиц позволит сети таких машин засекать пешеходов и следить за ними. Только представьте, какие дебаты вокруг приватности и безопасности вспыхнут в мире. Исчезнут светофоры и пробки на дорогах. Не считая очевидных выгод для экологии, меньшее количество автомобилей на дорогах — первый шаг к устранению пробок», — говорится в справочной информации к постановлению комитета «О развитии инновационных технологий в сфере транспорта и создании условий для развития сегмента рынка инновационных транспортных средств», также опубликованной на сайте Госсовета.