15.10.2021

Евгений Белянко: «Как изменится транспорт после внедрения беспилотных технологий»

18 декабря 2019

Евгений Белянко: «Как изменится транспорт после внедрения беспилотных технологий»

Евгений Белянко

вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет


В 2022 году завершится правовой эксперимент по тестированию высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. С начала эксперимента более пятидесяти беспилотных машин компании «Яндекс» начали перемещаться по дорогам Москвы. В ближайшее время рынок Автонет совместно с Министерством промышленности и торговли РФ проведет предварительные итоги и определит дальнейшую целесообразность проведения эксперимента.

Успешен ли эксперимент «Яндекса»?


Однозначный ответ – скорее да, чем нет. Компания «Яндекс» смогла создать полноценный беспилотный автомобиль, который умеет самостоятельно принимать решения без участия водителя, в отличие от других голословных псевдоразработчиков. Безусловно, технология все еще далека от идеала. Так, например, машины «Яндекса» неоднократно нарушали ПДД и даже попадали в мелкие ДТП по вине инженера-водителя. Искусственный интеллект здесь ни при чем. Однако были причины, по которым ИИ не функционировал. Это и является основным технологическим барьером для «Яндекса», который компания сможет преодолеть в процессе испытаний, в том числе на своем закрытом полигоне и на улицах города.


Нужно ли расширять количество регионов для тестирования автомобилей?


Правительство давно планирует расширить географию тестирования высокоавтоматизированных автомобилей до десяти регионов. Разрешенную зону с дорогами общего пользования дополнили: Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, а также Чувашская Республика и Краснодарский край. Рынок Автонет продолжает получать заявки от региональных правительств с просьбой включить их в регион тестирования. Но спешить здесь не имеет смысла.



Законодательные инициативы Автонета уделяют особое внимание вопросам безопасности всех участников дорожного движения. Мы работаем в тесном взаимодействии с Минпромторгом и МВД. Беспилотный автомобиль проходит сертификацию ведущей российской лаборатории ФГУП «НАМИ». Однако, пока отсутствует рыночные условия, нет понимания экономических выгод беспилотного транспорта, а мечты участников рынка трудно отделить от реальности, говорить о спешке здесь нельзя. Все мы знаем, что в США беспилотные автомобили активно попадают в ДТП, в том числе со смертельным исходом. Чтобы не создавать экстремальных ситуаций, необходимо и дальше тестировать технологии, подключать новых разработчиков и постепенно расширять географию.


Заменит ли беспилотный автомобиль профессию водителя на самом деле?


Однозначно, нет. Домыслы международных, да уже и российских футуристов вызывают громогласный смех. Помнится, как в начале десятых годов говорили, что уже в 2020 году беспилотные автомобили будут повсеместны. И где? 2020 год наступит через три недели. Успеем? Сомневаюсь. В России более 50 млн автомобилей. Количество водителей составляет такое же число: это одна из самых массовых профессий. Даже при условии, что беспилотные автомобили будут появляться по 1000 единиц в год, потребуются десятки лет, чтобы этот вид транспорта хоть как-то повлиял на востребованность шоферских профессий: дальнобойщика, таксиста, перевозчика и т. д.



Необходимо реально смотреть на простейшие законы экономических реалий. В начале XX века отказ от гужевых повозок стал молниеносным по причине того, что транспорт был не столь массовым, как сейчас. Можно сколько угодно показывать фотографии пробок из лошадей, но в те годы гужевой транспорт не играл столь значимой роли. Да и технология двигателя внутреннего сгорания была в разы совершенней, чем сейчас – беспилотная. Не стоит забывать, как водитель прочно интегрирован в экономику: перевозки грузов, безопасность, автомобилестроение и проч. Русский человек априори не сможет быстро отреагировать на столь революционные изменения без ущерба самому себе.


К чему готовятся участники конкурса «Зимний город»?


Их главная цель, на мой взгляд, – создать совершенную технологию и выйти на рынок. Стать одним из пионеров у истоков будущего, хоть и весьма отдаленного. Мы уже сегодня прочно взаимодействуем со многими командами и учитываем их интересы в формировании законодательства. Так, НПО «Старлайн» – на низком старте по запуску на дорогах Петербурга и Ленинградской области, Ковровская академия готова взять штурмом Владимирскую область, а разработчики МАДИ планируют наконец выехать в Москву. Другим командам еще стоит потрудиться, чтобы довести свои технологии до совершенства. Посмотрим, что они покажут на финальных соревнованиях в условиях городской зимы.


Какова экономическая выгода беспилотных автомобилей?


Первым рынком, готовым к коммерциализации с использованием беспилотных технологий, станет рынок функционирования беспилотного транспорта на территории контролируемого доступа. Это горнодобывающие карьеры, терминалы аэропортов, подземные изыскания и т. д. В них не встретишь людей и вопрос безопасности человека минимизирован. Не требуется дополнительная инфраструктура, разработки уже сегодня отвечает всем критериям качества. Такие проекты уже реализуются в Латинской Америке, Бразилии, Европе. Экономия средств может составить более 30 процентов.



Вторым рынком коммерциализации может стать перевозка грузов с помощью платунинга (движения машин на автопилоте колонной. – Ntinews.ru). По технологическому развитию и нормативному регулированию в мире он весьма стабилен. Однако даже сегодня Volvo и Scania делают более осторожные заявления, чем 5 лет назад. Тем не менее, в среднесрочной перспективе эта технология будет внедрена. Возможно, даже в России.



На мой взгляд, будет также развиваться рынок междугородних перевозок. За счет высокой суточной выработки на транспортном средстве будет достигнут существенный экономический эффект. Роботу не нужно спать, отдыхать, он может работать круглосуточно. Также на междугородних перевозках значительно проще обеспечить безопасность за счет технического зрения, когда значительная часть времени машина находится в прямолинейном движении. В целом можно ожидать минимум 25-процентного процентного снижения стоимости междугородних перевозок. Но необходимо учитывать строительство инфраструктурных объектов для обеспечения безопасности: развивать технологии передачи данных между автомобилями и наземными объектами. Вероятность аварийных ситуаций с участием беспилотных средств будет ниже, чем для пилотируемых ТС.