18.10.2021

Отзыв владельца про самособранный авто

6 мая 2020

Отзыв владельца про самособранный авто

Здравствуйте, уважаемые читатели ресурса! Первую пробу пера начну с немного нестандартного отзыва.

Имели ли вы  мечту? Имели ли вы желание? Имели ли вы навязчивую цель, мысль, которая не даёт вам покоя?

К таким энтузиастам можно отнести нашего с братом дорогого папу, который никогда не переставал удивлять своими мыслями и проектами.

В перестроечные времена, простому рабочему классу многие желания реализовать было не так-то просто. В то время отец работал на заводе – одном из градообразующем предприятии города Новокузнецка, в управлении по железнодорожному транспорту. Своей машины тогда не было. У отца были другие приоритеты, большой потребности в автомобиле у него не было, да и мечту его иметь он не особо демонстрировал. Забегая вперед скажу, что наш первый автомобиль гордо, именуемый ВАЗ 2101 «копеечка» благородного салатового цвета, появился в семье в 1996 году.

Но он пошёл дальше, и не просто хотел по возможности приобрести, но желал сделать его своими руками! Очень была важна для него инженерная задача «сделать», что и было основной мотивацией. По образованию папа инженер. Однако каких-то особых знаний и умений в автомобильной тематике ему были неведомы.

В середине-конце 80-х самодеятельное автостроение было развито в СССР и широко пропагандировалось прессой, всю её папа изучал, брал в заводской библиотеке. Примерно в 1987-1988 году, источниками вдохновения стали журналы Техника-Молодёжи и моделист-конструктор. Впоследствии они всегда присутствовали в домашней библиотеке, и практически в каждом выпуске освещалась та или иная машина-самоделка. Апофеозом всего была книга «Это Вы можете», посвящённая целиком этой теме. Она и сейчас стоит на полке в родительской квартире.Позже, учебным материалом выступила где-то раздобытая книга автора А.Пройкшат в синей обложке под названием «Шасси автомобиля». По этому «настольному пособию» папа получал азы строения шасси и подвески автомобиля.

Затем был потрясающий по своей энергетической сути проект, захлестнувший всё папино свободное время, а заодно и полезную площадь нашей детской комнаты в обычной трех комнатной квартире)) Да да! Именно на наших с братом 14 квадратных метрах, папа начал возводить, а иначе и не подобрать другого слова, остов собственного автомобиля! Собственной мечты! Сколько у него было энтузиазма и желания, доказать самому себе, показать другим, что все это возможно.

На минуточку наша квартира находилась в панельном доме на 9-м этаже. Но на момент начала конструирования, момент «извлечения» папу видимо интересовал меньше всего. Хотя ход с отработкой макета в комнате 9-этажки, тоже был показан в книге «Это Вы Можете». Полки периодически пополнялись книгами и журналами, где показывали примеры других самодельщиков, демонстрирующих свои творения. Сам же тип модели, которому отец отдавал приоритет представлял собой автомобиль класса «Ока» либо японский аналог схожих размеров. За прототип выбрана была Honda Today, также рассматривались Honda City, Daihatsu Cuore, Suzuki Alto. Роль сыграла не только симпатия папы к маленьким машинкам, но и объективные ограничения по размеру будущей «производственной площадки» – нашей комнаты.

Разумеется в то время, составные части машин представляли собой только те детали, которые в период перестройки возможно было достать через знакомых, «из под полы». В случае с папиным проектом конечно было то же самое. Периодически совершая поездки в рабочие командировки, он с упорством муравья в прямом смысле добывал по крупицам драгоценные запасные части. Так в квартире постепенно появлялись колёса R 12 и передняя подвеска в сборе от инвалидной мотоколяски С-3Д, пружины, амортизаторы и другие дефицитные запчасти. Трансмиссию же в проекте должен был выполнять экзотический на то время «вариатор». Сделал он его сам, точнее с участием токарей механического цеха на заводе, где трудился ) Неизвестно где раздобыл чертежи, скорее всего в тех же источниках. Хотя видимо, слабым местом конструкции стали бы применяемые материалы (не специальные для машиностроения, тем более для вариаторов, а обычный «подсобный» чермет с завода).

Замечу, на тот момент отец занимал небольшую руководящую должность, левака не имел, и с деньгами прямо говоря, особенно в те смутные времена, похвастать в семье было нечем. Нетрудно догадаться, что заветные запчасти для осуществления заветной же мечты приобретались из семейного бюджета. Довеском было регулярное ворчание мамы, в том числе выражающей вотум недоверия по поводу вероломного аннексирования детской. Остов будущего чуда техники постепенно обрастал необходимыми запчастями и минимум шасси с нечто в виде подрамника, уже реально начало напоминать нутро настоящего автомобиля. Каркас кузова папа пытался изготовить из раздобытых полых металлических труб, круглого и прямоугольного сечения; Учитывая специфику производимой Заводом продукции, такой металл серьёзно утяжелил бы конструкцию, для облегчения квадратные трубы перфорировались, впоследствии планируя обшить его стеклопластиком. Также был вариант с наружной обшивкой из алюминия, листовой алюминий был приобретён уже напоследок, к закату проекта. Алюминий на трубчатом каркасе – практически технология superlegera как на итальянских спортивных авто 50-х )
Как сейчас воспоминание из детства и по совместительству одни из самых любимых игрушек с братом – настоящий педальный узел, коричневый руль, приборная панель (с эконометром), подрулевые переключатели и сама низкая панель от модной на то время ВАЗ 2108.

Вопрос — почему проект был начат в квартире, а не в имеющемся уже на тот момент гараже видимо так и останется без ответа. Видимо папа не искал лёгких путей, да и ГСК находился не сильно то близко от дома, и путь к нему занимал добрых полчаса пешком. Оказывается, в квартире лишь отрабатывалась компоновка и макет в полноразмерную величину, впоследствии в гараже предполагалась окончательная сборка на основе отработанного макета. Макет в квартире был доведён до стадии гипсовой обшивки наружных контуров кузова. Как-то отец по работе поехал в одну из командировок на грузовом КАМАЗе, в далекий Тольятти, где у него был родственник, работающий на ВАЗ. Из той поездки было привезено сердце будущего автомобиля – двигатель от Оки в первой комплектации со всем навесным, накрытый большой ветошью.

К сожалению, если по тексту прослеживается динамика проекта, на деле же это был длительный рутинный процесс, разбавляемый работой, отсутствием денег, семейной рутиной и заботами, поездками в деревню и бытовой ленью. Забегая вперед, скажу, что где-то в 1992 году под напором мамы, папин проект всё таки капитулировал в гараж, освободив нам с братом личное пространство комнаты, и по совместительству – детство ) Переносил и перевозил папа это из квартиры папа по частям, разбирая всё это великолепие в обратной последовательности. В этом же году, папе удалось купить новенький 4-колесный мотоцикл Восход, это дало новый триггер развитию именно в гараже т. к. там чаще бывать стали.

Затем начался новый более глобальный проект – строительство дома в деревне где он родился, который захватил его, да собственно и всю семью не обошёл стороной еще долгие годы. Но это совсем другая история. Остов самобеглой коляски так и остался в гараже, напоминая о том что же такое мечта и стремление, когда чего то очень хочешь. Справедливости ради замечу, что конкретно цели ездить по дороге на проекте может у папы и не было, а был больше момент энтузиазма, интереса, самобытства, жизненной отдушины, которые в принципе он от него получил!

На фото папа за работой и конструировании проекта. Попробую ещё найти и добавить фото самого макета, возведенного на раме.


2.jpg