18.10.2021

Те же яйца, вид сбоку: Петр Шкуматов о госрегулировании такси

20 декабря 2019

Те же яйца, вид сбоку: Петр Шкуматов о госрегулировании такси

Автоактивист уверен, что нововведения, предлагаемые законодателями, не смогут принципиально изменить работу такси и решить проблему с безопасностью


18 декабря совместной группой из депутатов и сенаторов, возглавляемой вице-спикером Совфеда, секретарем генсовета «Единой России» Андреев Турчаком был внесен проект закона, предусматривающего госрегулирование такси.



Об этом со ссылкой на самого Турчака пишет РБК.



Законодательная новелла в качестве обязательных условий для водителей предусматривает наличие российских прав (с иностранными и международными работать будет нельзя), розыгрыш лицензий на аукционе и равную ответственность агрегаторов и перевозчиков. А разрешение на работу в такси, помимо юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, смогут также получать самозанятые граждане. До настоящего времени такое законодательством предусмотрено не было.



Кроме того, водителям такси придется проходить экзамен на знание городских улиц того субъекта РФ, который выдал ему разрешение на перевозку пассажиров. А осмотр перед рейсом и после него таксист сможет проходить дистанционно посредством телемедицины.



Есть пункты, касающиеся внешнего вида транспортных средств. Если дума одобрит законопроект, на боковые поверхности кузова автомобиля такси необходимо будет клеить цветографическую схему в виде шашечек, на крышу устанавливать фонарь оранжевого цвета. Регионам дается право выставлять дополнительные требования к цвету кузова на его соответствие определенной цветовой гамме.



Однако на этом список нововведений, предложенных законодателями, не заканчивается. В каждом регионе местным законом может быть определено максимальное количество легковых такси, но их должно быть не менее 30 штук на каждую тысячу жителей. Если число желающих заниматься извозом превысит максимально установленный показатель, разрешения на работу в такси будут разыгрываться на аукционе. Также в России появится реестр такси и служб такси-агрегаторов, которым придется отвечать за действия перевозчиков.



Цель законопроекта, как объясняют его авторы, состоит в том, чтобы заставить агрегаторы, контролирующие более чем 60% перевозок, работать в рамках правового поля. Агрегаторы, как отметил Турчак, сегодня являются известными брендами, но за безопасность пассажиров, садящихся в такси, практически никак не отвечают. Предлагаемые изменения в закон, по мнению политика, создадут регулятивные механизмы, учитывающие тенденции в развитии отрасли.



Норма, исключающая возможность работать с иностранными водительскими удостоверениями, по мнению Турчака, будет гарантией квалификации водителей. Однако это нововведение отсрочено на три года.



Центральным пунктом законопроекта станет введение солидарной ответственности агрегаторов за вред, который перевозчик может причинить здоровью пассажира или его багажу при аварии или другом происшествии. Авторы инициативы исходят из позиции, что индивидуальные предприниматели и самозанятые, в отличие от таксопарков, не всегда в состоянии сами возместить ущерб. Если пассажир закажет такси при посредничестве агрегатора, у него появится возможность выбора того, кто будет компенсировать ущерб – предприниматель, онлайн сервис или оба одновременно. Максимально возможный размер выплаты при этом составит не более двух миллионов рублей.



Если депутаты одобрят законопроект, всем агрегаторам необходимо будет предоставить в единый реестр информацию о самой организации, электронный адрес ее интернет-сайта и список приложений, используемых для мобильных устройств.



Региональные и федеральные власти по итогам плановых и внеплановых проверок деятельности «служб легкового такси» смогут принимать меры к нарушителям вплоть до лишения лицензии. В случае, если агрегатор продолжит работу без разрешающего документа, на него наложат штраф.



Кроме того, агрегаторам вменят в обязанность ежедневную проверку актуальности документов у перевозчиков. Юридическим лицам, передавшим заказ не имеющему разрешения водителю, придется заплатить штраф от 100 до 200 тысяч рублей. Если нарушение будет совершено повторно, сумма штрафа составит уже от 200 до 500 тысяч рублей.



Совместную инициативу депутатов и сенаторов прокомментировал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:



«Направление движения мыслей законодателей правильное, но как обычно не докрутили. Да, можно будет работать только с российскими правами и нужно будет получать разрешение. Но никаких ограничений для его выдачи не вводится. Иностранный гражданин идет, получает российское водительское удостоверение, разрешение на себя как на самозанятого и, собственно, все. Не очень понимаю, в чем смысл. Разрешение для водителя тоже сводится к аттестации на знание улиц и дорог. Ну и максимальное количество такси и аукционная система. Фактически разрешение, по-прежнему выдается на «железку», а не на водителя. За рулем, как и раньше, будут сидеть мигранты, которые получат водительское удостоверение – это возможно сделать – и покажут на экзамене где находится Красная площадь. В плане безопасности станет, конечно, немного получше, но фундаментально ничего не изменится. Для того чтобы изменить ситуацию фундаментально, нужно ввести профессиональные водительские права и запретить аренду автомобилей. Либо таксопарк с трудовым договором, либо индивидуальный предприниматель или самозанятый на своем автомобиле. А меры, которые сейчас предлагаются, это те же самые яйца, вид сбоку».



В прошлом году российским парламентом в первом чтении уже был принят законопроект, обязывающий такси оборудовать машины «шашечками» и желтым фонарем, а водителей проходить предрейсовый медосмотр. Агрегаторам предлагалось запретить выдачу заказов водителям без лицензии. Минувшим летом Евгений Москвичев, возглавляющий думский комитет по транспорту и строительству, заявил, что ко второму чтению в законопроект добавят требование о том, что службой такси сможет быть только российское юрлицо с российским капиталом, а не филиал иностранной компании. Данное положение подверглось критике со стороны иностранных агрегаторов.