20 ноября 2020
Как следует из обновленного документа, который есть в распоряжении РИА Новости, теперь в нем появится норма о самозанятых: такие водители, в отличие от индивидуальных предпринимателей, не смогут работать без агрегатора.
«На агрегаторов не может быть возложена обязанность осуществлять свою деятельность во всех населенных пунктах региона. Агрегаторы не работают в небольших городах и поселках, в которых их деятельность убыточна. А вот такси там есть. Более того, оно там замещает общественный транспорт. Такси вызывают по телефону или берут с места парковки. Именно таким таксистам необходимо максимально облегчить административное бремя ведения деятельности, но проект лишает их права быть самозанятыми«, — заявил член комитета Госдумы Вячеслав Лысаков.
Ко всему прочему агрегатор будет обязан контролировать самозанятых как штатных сотрудников и следить за режимом работы всех остальных водителей такси (с помощью специальных устройств).
Из новой версии документа убрали норму о том, что агрегатор может осуществлять деятельность в каком-либо регионе только при условии юридической регистрации в этом субъекте. Также исключили предложения комитета ввести регулируемые тарифы на услуги агрегаторов и такси. Теперь их хотят оставить исключительно в городах федерального значения, а регионы смогут дополнительно вводить требования к комфортности, экологическому классу и цвету авто.
«Следовательно, при наличии возможности у субъектов устанавливать ограничения въезда на определенные территории по экологическому классу, а также отсутствие законодательного определения «класса комфортности» автомобиля, оставленное на усмотрение субъектов, — неизбежно возникнет большая коррупционная ловушка для бизнеса», — заметил Лысаков. |
При этом в проекте сохранился пункт о праве регионов требовать и от перевозчиков, и от агрегаторов сведений о поездках, но их перечень в документе не прописали. «Это приведет к конфликту правовых норм и нарушению федеральных законов, если перевозчиков и агрегаторов обяжут передавать информацию, содержащую коммерческую тайну или персональные данные граждан», — считает один из авторов первой версии.
Лысаков также рассказал журналистам, что в новом варианте «почти» исключили ошибки в требованиях, предъявляемых к получателю разрешения на деятельность такси и непосредственно фрахтовщику. Но они по-прежнему должны предъявить в пакете документов для получения разрешения договор страхования ответственности перевозчика (ОСГОП).
«Это грубая ошибка. Договор ОСГОП — договор ответственности перевозчика перед пассажиром. На момент же подачи заявления о выдаче разрешения соискатель не является перевозчиком и может им даже не стать в дальнейшем, если в выдаче разрешения будет отказано«, — сказал Лысаков.
По словам парламентария, комитет в очередной редакции проекта так и не объяснил, почему по всему тексту для определения лица, получающего разрешение на деятельность такси, используется термин «перевозчик», хотя по действующему закону «перевозчик» и «фрахтовщик» — разные понятия.
Кроме того, проект предусматривает, что агрегатором легкового такси может стать только российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в соответствующие госреестры.
Руководители 20 таксопарков из 12 российских регионов направили письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину и главам фракций с критикой законопроекта о такси. По их мнению, он может привести к убыткам и прекращению существования многих таксопарков.
Например, опасения вызывает требование устанавливать в автомобилях устройства для контроля за рабочим временем водителей (тахографы) и мониторинга усталости. По оценкам представителей отрасли, на оборудование каждой машины придется потратить около 80-100 тысяч рублей, не считая расходов на ежегодное обслуживание.