«Яндекс.Такси»: выезд на IPO

28
7 минут
«Яндекс.Такси»: выезд на IPO
На прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что «Яндекс.Такси» ведет переговоры с Morgan Stanley и Goldman Sachs о проведении IPO. Компания готовится к размещению на биржах России и США, однако процесс подготовки долгий и может занять до года. На фоне этих новостей акции самого «Яндекса» показали бодрый рост на 4%, однако в мае этого года компания Uber вышла на IPO, по мнению многих неудачно, и это настораживает.

По предварительным оценкам различных инвестбанков, стоимость «Яндекс. Такси» составит от пяти до восьми миллиардов долларов. Goldman Sachs оценивает компанию в 7,7 миллиарда. Для сравнения: перед IPO Uber рассчитывала на оценку в 80-90 млрд, сейчас же, спустя полгода, ее капитализация составляет около 50 млрд долларов. Поэтому окончательная оценка зависит от спроса инвесторов и от итоговой структуры бизнеса, который будет выходить на IPO. «Мы рассматриваем возможность выхода на IPO, как мы говорили ранее, и мы работаем с рядом банков по различным вопросам», — прокомментировал информацию представитель «Яндекс.Такси».

«Яндекс.Такси» — совместное предприятие «Яндекса» и Uber, созданное летом 2017 года, когда компании договорились объединить свои сервисы по онлайн-заказу такси в России и соседних странах (например, в Азербайджане, Армении, Белоруссии). Тогда «Яндекс» получил в объединенной компании долю в 59,3% акций, обещав при этом вложить 100 млн долларов. Uber получил 36,6% акций (сейчас доля выросла до 38%), инвестировав 225 млн долларов.

Пока не ясно, будут ли включены в IPO сервис доставки еды «Яндекс.Еда» и подразделение по разработке беспилотных автомобилей, которые также входят в состав «Яндекс.Такси». Судя по всему, беспилотные автомобили все же останутся за пределами публичного размещения бумаг: вскоре после сообщений о переговорах «Яндекс.Такси» с инвестбанками появилась новость о том, что компания планирует выделить свое беспилотное направление в отдельное юрлицо «Яндекс.СДК». Это позволит не учитывать убытки беспилотного бизнес-юнита в отчетности «Яндекс.Такси» и тем самым на бумагах повысить рентабельность компании.

Вопрос о проведении IPO «Яндекс.Такси» обсуждался с момента создания совместного предприятия с Uber: еще в 2017 году в компании заявили, что планируют выйти на IPO в первой половине 2019 года. В январе этого года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский говорил, что «Яндекс.Такси» планирует стать публичной компанией в 2019 или 2020 году.

Повезет или нет?

В июле этого года в «Яндекс.Такси» сообщили о покупке части бизнеса крупного агрегатора такси ГК «Везет», популярного в регионах и представленного в 123 городах России. В частности, по условиям сделки структура «Яндекса» должна была получить программное обеспечение и колл-центры регионального агрегатора, а нынешние акционеры «Везет» — до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до 71,5 млн долларов в случае успешного достижения показателей эффективности. Сумма сделки не была названа, но отмечалось, что в течение трех лет «Яндекс.Такси» планирует потратить на развитие системы такси в регионах восемь миллиардов рублей, половина этой суммы пойдет на внедрение технологий, отвечающих за безопасность поездок, а вторая половина — на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Вероятно, решение о покупке крупнейшего регионального агрегатора такси было принято как раз с расчетом на проведение IPO — сделка позволит «Яндекс.Такси» усилить лидирующие позиции на рынке сервисов заказа такси.

Уже в октябре в связи с изменением параметров сделки «Яндекс.Такси» отозвало первоначальное ходатайство о покупке и подало новое заявление в ФАС. Как объяснили в компании, это связано с включением в сделку новых объектов бизнеса «Везет», например сервиса заказа грузоперевозок «Везет Добро».

Недовольство в связи с проведением сделки выразили конкуренты «Яндекс.Такси» — Mail.ru Group, которой принадлежит доля в бизнесе сервиса «Ситимобил», и сервис такси Gett. Так, Mail. ru Group в 2018 году инвестировала в «Везет» в виде конвертируемого займа и планировала получить долю в компании. Позже группа компаний сочла актив переоцененным и отказалась от идеи войти в бизнес регионального агрегатора. Представители Mail.ru Group подчеркивали, что, поскольку у группы до конца июля действовало право вето на отчуждение ключевых активов «Везет», компания не могла совершать новых сделок без получения письменного согласия от своего заимодателя. В самой ГК «Везет» при этом отмечают, что условия займа нарушены не были.

Сервис Gett после информации о планах «Яндекс.Такси» приобрести «Везет» подал жалобу в ФАС, заявив, что сделка нарушает конкурентные условия на рынке такси. Гендиректор Gett в России Максим Жаворонков отметил, что эта покупка создаст «непреодолимые барьеры для новых инвестиций в отрасль».

Есть вероятность, что ФАС не одобрит сделку между «Яндекс.Такси» и «Везет», однако все зависит от того, участниками какого рынка следует считать эти компании. Сервисы онлайн-заказа такси действуют в России сравнительно недавно, и финансово-правовая база по ним пока не успела сформироваться. Например, если относить «Яндекс.Такси» и «Везет» к категории «агрегаторов такси», то, по подсчетам Gett, их совокупная доля на этом рынке составит 70%. При этом ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что заблокирует сделку, если совокупная доля сторон на рынке превысит 50%. «Если они до 35 процентов недотянут на рынке, то мы с легким сердцем дадим согласие. Если будет больше 35 процентов, но меньше 50, то мы обычно даем согласие и жесткое предписание. Если совокупная доля будет больше 50 процентов, ответ будет однозначный: нет», — объяснил Артемьев и отметил, что «большого восторга» по поводу возможной сделки не испытывает. В «Яндекс.Такси», разумеется, учли такой риск, поэтому специально указали в условиях сделки, что планируют приобрести именно программное обеспечение и колл-центры, а не таксопарки «Везет» — в таком случае сделка формально затрагивает не рынок агрегаторов такси, а рынок ПО. Как бы то ни было, ФАС пока не вынесла решения по сделке — и, учитывая недавнее изменение ее условий, объявит его еще не скоро. От сроков закрытия сделки зависит в том числе и срок выхода «Яндекс. Такси» на IPO.

Опыт Uber В этом году публичной компанией уже стал сервис Uber — аналитики называли его IPO самым ожидаемым размещением года. Перед проведением IPO Uber рассчитывала на оценку в 80,5- 91,5 млрд долларов. Компания планировала продать 180 млн акций по цене от 44 до 50 долларов и привлечь около 10 млрд долларов. Однако результаты размещения на бирже оказались ниже ожиданий компании и инвестбанков: еще в день проведения IPO акции Uber стоили по 45 долларов, а уже на следующий день цена снизилась до 42. Капитализация компании составляла 69,7 млрд долларов.

За полгода, прошедшие с выхода Uber на IPO, ситуация все еще не выправилась: сейчас капитализации компании на 20% ниже, чем в день публичного размещения бумаг. Во втором квартале 2019 года убытки Uber составили около 5,2 млрд долларов — это рекордные квартальные потери для компании, в пять раз больше, чем в первом квартале, и в шесть раз больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В октябре наблюдается положительный тренд, однако прошло слишком мало времени, чтобы можно было делать какие-либо выводы. Цена акции Uber 1 ноября колебалась в районе 33 долларов.

По оценкам аналитиков Альфа-банка, IPO «Яндекс.Такси» состоится не раньше весны будущего года, так как нынешняя неопределенность по поводу закона об иностранном участии в капитале крупнейших российских интернет-компаний является препятствием для крупных иностранных инвестиций в российский интернет-сектор.

Во втором квартале текущего года «Яндекс.Такси» впервые вышла на прибыль: скорректированная EBITDA составила 423 млн рублей. Ранее, с 2015 года, этот показатель был всегда отрицательным — вероятно, из-за расширения бизнеса. По итогам третьего квартала 2019 года компания повысила годовые планы роста выручки до 36-38%. Таким образом, выручка за 2019 год составит 173-176 млрд рублей, чистая прибыль 7,3-7,8 млрд рублей при сохранении чистой рентабельности 15%. Эти показатели выгодно отличают компанию от Uber, поэтому и выход на IPO может оказаться куда более успешным. Однако участники рынка в последний год стали относиться к финансированию ИT-бизнеса строже, оценивая перспективы выхода на прибыль и хорошие дивиденды: показателен недавний провал размещения компании WeWork (стартап считался одним из самых дорогих в США) и продолжающиеся неудачи сервиса Lyft.

«Яндекс.Такси» планирует купить часть бизнеса регионального агрегатора «Везет». От успеха сделки зависит и срок выхода компании на IPO

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...