04.12.2021

Автоэксперт назвал условия для массового появления беспилотников в России

30 июня 2020

Автоэксперт назвал условия для массового появления беспилотников в России

Будущее за беспилотниками, но для этого необходимо поднять уровень дорожно-транспортной инфраструктуры. Безопасность беспилотных автомобилей «Яндекса» на дорогах России оценил автоэксперт Вячеслав Субботин в комментарии «Слово и Дело».


К началу 2020 года 110 автономных автомобилей «Яндекса» проехали по дорогам России, Израиля и США. В компании заявляют, что автомобили способны соблюдать правила дорожного движения и объезжать препятствия, а также планировать маршрут с учетом действий других участников движения.



Россия — моторизованная страна, хотя с момента ее полной автомобилизации прошло лет 20, а не 120, как в других развитых странах. Тем не менее, российские инженеры уже вовсю работают с искусственным интеллектом.



«Беспилотный транспорт, разумеется, будет безопасным на дорогах России, но важно понимать, что у нас довольно серьезно отстает дорожно-транспортная инфраструктура», — отмечает автоэксперт Вячеслав Субботин. — «Тем не менее, это большой стимул для развития, так как потребность в таких автомобилях есть, за ними будущее, это масштабная перспектива для бизнеса».



По словам Субботина, важно тщательнее следить за тем, чтобы нигде не было стертой разметки, потому что это может в некоторых случаях послужить сбоем в работе беспилотного автомобиля, и он выскочит на встречную полосу. Пока что искусственный интеллект не опережает человеческий мозг — он не настолько хорошо развит. Он может прогнозировать, однако пока не изобретены такие датчики, которые смогут так же четко анализировать действительность, как глаза и уши.



«Во многом реакция человека во избежание дорожно-транспортных происшествий зависит от опыта и интуиции», — подчеркивает автоэксперт. — «В беспилотнике же компьютер оценивает ситуацию на дороге и сверяет ее с возможными сценариями, которые из нее могут вылиться».



Шестое чувство подсказывает человеку, что за склоном холма по встречной полосе будет ехать автомобиль, и не пойдет на обгон. Беспилотники же будут руководствоваться строго разметкой.



По мнению Вячеслава Субботина, через несколько лет человеческий опыт должен быть заложен в компьютеры. К этому моменту в самых слаборазвитых уголках страны уже должна подтянуться дорожная инфраструктура: фонари, асфальт, разметка, пешеходные переходы, автобусные остановки, исправные дорожные знаки. Как только транспортная среда станет абсолютно безопасна для управления автомобилем с помощью водителя, безопасными станут и беспилотники.



«Тогда можно будет на законодательном уровне приравнять искусственный интеллект к человеку, как это было в узкой практике сделано в США», — приводит пример автоэксперт. — «Соответственно, там уже могут возложить полную ответственность за аварию на беспилотник, как на полноправного участника движения».



В случае ДТП по вине беспилотника, сегодня в Соединенных Штатах ответственность ложится на владельца автомобилем. Тот, в свою очередь, может предъявить претензии компании, которая занималась разработкой беспилотника, если выявит какую-то заводскую неисправность.



«В России, в основном, «Яндекс»-беспилотники курсируют по Московской области, в них сидят не водители, а операторы, для подстраховки», — рассказывает Вячеслав Субботин. — «По моим наблюдениям, пока автомобили едут криво: в рамках одной полосы, но виляя от одной линии к другой».



По словам автоэксперта, по надобности беспилотники смогут заменить услугу «Трезвого водителя», чтобы отвозить пьяных людей до дома. Это как раз снизит контакт с людьми в состоянии алкогольного опьянения, которые могут вести себя агрессивно, распускать руки, отвлекать водителя и своими действиями привести к аварийной ситуации на дороге.



Первой отраслью, в которой появятся беспилотники, станут коммерческие перевозки, а затем уже легковые — к примеру, такси.