18.10.2021

Куда повезут «шашечки»: чего ждать от такси в 2020 году

28 декабря 2019

Куда повезут «шашечки»: чего ждать от такси в 2020 году

«Ридус» продолжает подводить итоги рынка такси, бурно росшего на протяжении всего уходящего года. Давайте окинем этот год прощальным взглядом и с цифрами в руках попытаемся понять, с чем это самое такси пришло к его окончанию. А заодно подумаем, чего ждать от этого полюбившегося многим средства транспорта в году грядущем.

Цифры: в начале года в стране работало 477 220 таксистов с действующим разрешениями.


Уходящий 2019-й начался со вступления 1 января в силу постановления правительства России, наделяющего Роспотребнадзор правом проверять интернет-агрегаторы. Теперь надзорные органы имеют право требовать у «доски объявлений» (одно из обиходных названий агрегаторов) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей, а пассажирам есть куда обратиться с жалобой, не вдаваясь в тонкости, таксопарк это или электронный посредник.



Еще одной подоспевшей в январе новостью стало то, что водители такси начали регистрироваться как самозанятые. Специальный налоговый режим для таких лиц начал действовать на территории четырех субъектов РФ также с 1 января 2019 года.



Завершило первый месяц уходящего года письмо президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, направленное в комитет Госдумы по финансовому рынку, Минэкономразвития, Минтранс и Минфин. Содержащиеся в нем замечания, связанные с запретом агрегаторам устанавливать тарифы, предлагалось учесть при доработке ко второму чтению многострадального законопроекта о такси.


Горячая зима

Цифры: средняя цена проезда в такси в 2018 году составила 260 рублей.


Ко Дню всех влюбленных начала обостряться обстановка внутри сообщества водителей такси. Да так, что забастовали не рядовые бомбилы, работающие сутками фактически за миску супа, а водители такси бизнес-класса. Андрей Герс отработал таксистом более пяти лет. С развитием агрегаторов был вынужден подключиться к нескольким из них, но, чтобы заработать хоть что-то поверх аренды премиального авто, Андрей не сходил с линии по 18 часов в сутки.



Месячная заминка с выплатой честно заработанного стала, по словам таксиста, последней каплей, и он устроил голодную забастовку у офиса «Яндекс.Такси», которую продолжал более 20 дней. Итогом протеста стало резкое ухудшение состояния здоровья протестующего и ряд предложений по улучшению работы столичного такси, которые были направлены на рассмотрение в Госдуму.


Запахло весной

Цифры: на начало весны количество такси в Москве составило более 48 тысяч. Они перевозят 890 тысяч человек в сутки.


К середине марта начали поступать более социально обнадеживающие новости. К агрегаторам «Максим», Uber и «Яндекс.Такси», в той или иной форме оказывающим услуги по страхованию пассажиров, присоединился сервис Gett, который заключил соответствующий договор с компанией «Сбербанк страхование жизни». Максимальная сумма страховки была заявлена до 2,5 млн рублей.



Не остался в стороне от повышения показателей по социальной ориентированности и наш самый справедливый и гуманный суд: «Яндекс.Такси» был признан перевозчиком в Мосгорсуде. Спустя два года тяжб агрегатор проиграл пострадавшей в аварии в такси Елене Гращенковой и был признан ответственным за последствия трагической поездки.



Май ознаменовался повышением температуры не только воздуха, но и в новостных информационных лентах. Американские инвесторы обвалили акции «Яндекса» на 7% из-за соответствующего законопроекта. Причиной стала новость о том, что подготовленный ко второму чтению в Госдуме документ, в частности, предполагал, что таксистам запретят работать на автомобилях старше семи лет и обяжут их иметь российское гражданство. С началом торгов на биржах США инвесторы бурно отреагировали на эту новость, снижающую потенциал возможного IPO «Яндекс.Такси».


Летние игры престолов

Цифры: за первые шесть месяцев 2019 года объем рынка агрегаторов такси достиг 174,15 млрд рублей.


Летом внезапные новости пришли из Сбербанка, который объявил о создании совместного предприятия с Mail.ru Group, куда должны войти агрегатор такси «Ситимобил» (совершает около 130 000 поездок в сутки, по данным MRG) и Delivery Club. А чуть ранее, 15 июля, «Яндекс.Такси» (по оценке «ВТБ капитала», совершает более 3 млн поездок в сутки) сообщил, что купит активы группы компаний «Везет». Если сделка будет закрыта, то «Яндекс» резко нарастит присутствие в регионах, добавит еще 1 млн поездок в день, а MRG лишится возможности получить долю в крупном региональном сервисе, отмечали, комментируя возможное слияние, эксперты рынка.



На фоне этих новостей в воздухе отчетливо полыхнуло скандалом. Первым отреагировало Общероссийское объединение пассажиров, члены которого написали письмо главе ФАС Игорю Артемьеву с просьбой проверить запланированную сделку по покупке компанией «Яндекс.Такси» агрегатора «Везет» (мобильное приложение Rutaxi), так как пассажиры опасаются роста цен.



Пока рынок лихорадило слухами о том, кто кого покупает и что из этого получится, к августу «Яндекс.Такси» и Uber начали отслеживать усталость водителей «умной» камерой. Задуматься о таких технологиях агрегаторов заставило появление в декабре 2018-го законопроекта о регулировании рынка, который, в частности, предусматривает введение нового режима труда и отдыха для водителей. Параллельно в СМИ продолжилось обсуждение необходимости цифровизации технологических процессов оказания услуги перевозок и государственного регулирования сферы такси.


Наступившей осени не удалось стать «унылой порой»

Цифры: по состоянию на 1 августа количество легковых такси в РФ, имеющих действующие разрешения, составило 435 203 автомобиля.


Едва успевший чуть опуститься в топах новостей монопольный скандал к осени разгорелся с новой силой. Дровишек в костер подкинули из Gett, подавшего свое обращение в ФАС с просьбой проверить сделку «Яндекса» и «Везет» на предмет нарушения антимонопольного законодательства. В пикет к ФАС также отправился и лишенный права работы в «ЯТакси» водитель Андрей Прокофьев, объяснивший, что пытается донести до контролирующих органов мысль о том, что от монополии могут пострадать миллионы таксистов по всей стране.



В пользу аргументов тех, кто считает, что консолидация игроков станет барьером для развития перспективного рынка, подоспели обнародованные на форуме МЕФТ данные департамента транспорта Москвы. Согласно исследованию чиновников, доля «Яндекс.Такси» и Uber в онлайн-сегменте заказа такси в столице составляет 68,1%, доля «Ситимобил» — 19,1%, Gett — 5,7%.



В итоге «Яндекс.Такси» совершил невероятный кульбит в воздухе и еще до решения ФАС экстренно отозвал свое предложение к «Везет», но лишь для того, чтобы тут же подать новое, с измененными вводными. Свистопляска с бубном ожидаемо затянулась, и окончательное решение по сделке не принято до сих пор.



Не менее неожиданное продолжение осенью получило и поступившее еще в январе предложение от Игоря Юргенса. Госдума, продолжающая работу над подготовкой ко второму чтению законопроекта о такси, встала на путь запрета на формирование цен агрегаторами, а представители общественных организаций обратились к заместителю председателя правительства РФ Максиму Акимову с просьбой рассмотреть ряд инициатив в сфере регулирования таксомоторных перевозок, в том числе предложение создать отделы по работе с пассажирами.


Предновогодние чудеса

Цифры: продолжительность рабочего дня у 65% водителей такси в Москве составляет более 12 часов, и 35% водителей работают без выходных.


Впечатления от начала зимы сильно подпортили обнародованные данные о росте ДТП в такси. Аварийность с участием «шашечек» за десять месяцев по стране выросла на 60% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в Москве — на 70%. Основной причиной негативных показателей эксперты назвали усталость таксистов, вынужденных работать по 12—14 часов из-за низких тарифов.



То, что эксперты недалеки от истины, подтвердила прошедшая 2—4 декабря Всероссийская стачка водителей такси. Многочисленной она не стала, но зато среди городов-участников отметились такие крупные, как Москва, Санкт-Петербург, Тула, Таганрог, Владимир, Казань, Краснодар, Ульяновск, Ростов и другие.



Пока водители бастовали, «Везет», Gett, «Ситимобил» и «Яндекс.Такси» поддержали проект закона, который определяет ответственность агрегаторов такси и обязывает иностранных таксистов подтверждать в России водительскую квалификацию.



Суды же снова признали агрегатора «Яндекс.Такси» ответственным за перевозку и взыскали с него рекордную сумму за гибель пассажира — 800 тысяч рублей. Также компенсацию морального вреда в полмиллиона рублей и многотысячный «потребительский» штраф смогла отсудить попавшая в аварию пассажирка в Оренбургской области.



Видимо, в отместку за проигранные суды (шутка) «Яндекс» повысил комиссию в бизнес-классе.



Финальной интригой года по-прежнему остается решение, которое примет ФАС в отношении слияния двух крупнейших агрегаторов заказов такси. О том, какие еще новации нас ожидают в наступающем 2020-м, «Ридусу» рассказали эксперты Елена Гращенкова, Станислав Швагерус и Роман Круглов.


Цифры: ожидается, что средняя цена за поездку в 2019—2023 годах будет увеличиваться на 2,9—4,0% в год и в 2023 году составит 308,8 рубля за поездку.

В будущем году мы, скорее всего, вступим в эру транспортной монополии и познаем все ее прелести, — прогнозирует защитник прав пассажиров такси Елена Гращенкова. — Цены на перевозки в легковом такси вырастут, качество еще больше упадет, аварийность тоже увеличится.


По ее словам, растущий тренд на признание агрегаторов перевозчиками по Закону о защите прав потребителя усилится. Решения в пользу пассажиров станут типовыми, по облегченному варианту. Будут расти и суммы компенсаций. Агрегатор, признанный перевозчиком, будет выплачивать не только разовую компенсацию, но и содержать пожизненно людей, потерявших в ДТП трудоспособность.


Закон о такси не примут, но законопроект Москвичева продвинется дальше всех и будет принят, возможно, в 2021 году, — говорит Гращенкова.


Говоря о тенденциях уходящего года, эксперты указывают на обсуждение необходимости цифровизации не только технологических процессов оказания услуги, но и государственного регулирования сферы такси.


Появление новых, современных инструментов регулирования и организации деятельности, таких как цифровой профиль водителя и на его платформе — развитие региональных реестров выданных разрешений, позволит перейти к совершенно новой модели отношений в отрасли, — считает руководитель центра компетенций Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус. — Они будут широко использоваться как бизнесом, так и органами власти для сбора и анализа разнообразной юридически значимой информации, „больших данных“ об участниках рынка.


Впрочем, в цифровой бум и его благотворное влияние на рынок такси верят далеко не все эксперты. В первую очередь если это касается безопасности перевозок.


Легальных водителей „оцифруют“, а те, кто сейчас вне закона, там и останутся. Большинство агрегаторов работают не только с нелегальными водителями, но и с нелегальными мигрантами, — считает председатель Межрегионального транспортного союза Роман Круглов. — К чему это привело, мы ежедневно видим в сводках ДТП. Это замкнутый круг. Местные жители из-за тяжелых условий труда уходят из профессии, а агрегаторы становятся заложниками того, что не могут отказаться от услуг нелегалов, так как иначе у них возникнет дефицит транспорта на линии. Именно поэтому хоть я и считаю, что готовящийся закон о такси наверняка будет принят, вряд ли он улучшит ситуацию на рынке для водителей или повлияет на повышение безопасности пассажиров.


Позитивный момент — это то, что должна будет наступить субсидиарная ответственность агрегатора и водителя перед пассажирами. Вопрос в том, как это будет работать на практике при возникновении инцидентов.



Отрицательная сторона — существующая версия законопроекта не предполагает, что агрегаторам придется снизить тарифы и умерить свои аппетиты, а значит, таксисты будут по-прежнему жестко перерабатывать. Не будут снижены и комиссии для водителей.



По этой же причине не внушает оптимизма и готовящаяся сделка «Яндекс.Такси» и «Везет», ведь при появлении супермонополиста, владеющего 60% рынка, и комиссии агрегатора, и стоимость поездки вырастут еще больше. А выбирать пассажирам и водителям, по сути, станет не из кого. Вся надежда на ФАС, которая долго держит паузу и не дает ответа, считают эксперты. Они не оставляют надежды на то, что служба все-таки не даст добро на эту сделку.


Но никаких других позитивных прогнозов и ожиданий от рынка такси в будущем году у меня, к сожалению, больше нет, резюмирует Роман Круглов.