16.10.2021

В преддверии международного форума «Автонет» 2019 Общественный институт развития такси МЕФТ дал комментарии британскому изданию TU Аutomotive.

1 октября 2019

В преддверии международного форума «Автонет» 2019 Общественный институт развития такси МЕФТ дал комментарии британскому изданию TU Аutomotive.

В преддверии международного форума «Автонет» 2019 Общественный институт развития такси МЕФТ дал комментарии британскому изданию TU Аutomotive.

В России стартует проект Aвтодата — общенациональная база данных параметров автотранспортных средств и трафика. В июне Автонет Национальной технологической инициативы провел опрос группы из 90 экспертов – кто должен владеть такими данными. Результаты опроса показали, что 60% экспертов считают, что данные об автомобилях должны принадлежать владельцам транспортных средств, что отражает мнение большинства западных коллег, 16% высказали свое мнение о принадлежности информации автопроизводителям и 4% автодилерам. 20% экспертов считают, что данные должны принадлежать государству.
Безопасность — главный аргумент сторонников государственных данных, по словам пресс-секретаря «НТИ Автонет» Ярослава Федосеева: «Эксперты утверждают, что автомобили являются средствами повышенной опасности, и именно государство обязано обеспечивать безопасность дорожного движения».
Наибольшее опасения вызывает агрегирование таких данных коммерческими компаниями. «Большинство коллег проголосовали за владение данными собственниками транспортных средств, но это приведет к аккумулированию этой информации корпорациями», — сказал Станислав Швагерус, руководитель центра компетенции Общественного института развития такси МЕФТ.

«Только государство может выполнять функции арбитра и обеспечивать безопасность дорожного движения и честную конкуренцию».


Швагерус напомнил несколько случаев, когда накопление информации в руках бизнеса наносило ущерб общественным интересам, включая повышение аварийности перевозок такси в Москве и скандал из-за продажи данных пользователей Facebook в США.

«Во многих сферах цифровизации автомобильного транспорта Россия является мировым лидером. Например, Государственную систему ЭРА ГЛОНАСС мы ввели раньше всех в мире, в том числе и раньше европейского аналога eCall. То же самое происходит с созданием полной базы автомобильных данных. Я верю, что другие страны выступят с аналогичными инициативами и проектами».



Эксперт также считает, что при формировании общенациональной базы автомобильных данных, для обеспечения общественной пользы потребуется обеспечить честную конкуренцию и равный доступ к данным для всех.

«Впервые в истории наше правительство пытается собрать большие данные в одном месте, делая доступ к ним удобным и полным для всех. Как единственный владелец, государство будет вынуждено сформировать прозрачные правила, согласованные с сообществом, в то время как частные компании будут преследовать свои собственные интересы. Нужно выбирать наименьшее из зол».



Большую обеспокоенность многих людей представляют угрозы частной жизни и свободе личности, если личная информация доверяется правительству или компаниям. Однако Удалов и Швагерус считают, что не права собственности, а правила обработки данных защищают права людей.

«На практике у частных пользователей, владеющих информацией, нет существенных преимуществ», — сказал Швагерус. В любой случае любая информация хранится не на домашнем компьютере, а на удаленном сервере, который подвержен злонамеренным атакам или злоупотреблениям со стороны владельца сервера.



Он полагает, что гражданский аудит правительства является лучшим решением: «В России эту функцию выполняют общественные палаты, доказывая эффективность такой формы гражданского контроля». Он также согласился с тем, что владельцам транспортных средств должно быть предоставлено право влиять на использование личной информация правительством, в том числе возможность запрета на передачу ее передачу данных третьим лицам.

Общественный Институт развития такси в России