18.10.2021

Возите маски: таксисты попросили обеспечить их средствами защиты

3 апреля 2020

Возите маски: таксисты попросили обеспечить их средствами защиты

Таксисты попросили мэра Москвы Сергея Собянина организовать в городе пункты бесплатной раздачи медицинских масок. Такое письмо направил столичному градоначальнику профсоюз «Таксист». Московским водителям требуются сотни тысяч средств индивидуальной защиты. Владельцы автопарков и агрегаторы отмечают, что купить маски сейчас невозможно даже по завышенным ценам. В Российской ассоциации аптечных сетей ожидают, что в течение апреля индивидуальными средствами защиты обеспечат медучреждения и маски наконец-то появятся в продаже.

Дефицитный товар


В условиях пандемии коронавируса мера, обязывающая водителей такси пользоваться средствами защиты (медицинскими масками, дезинфицирующими средствами, салфетками), правильная. В то же время затраты на их приобретение на фоне усилившегося дефицита полностью ложатся на водителей. Об этом говорится в письме председателя профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина от 23 марта на имя мэра Москвы Сергея Собянина (документ есть у «Известий»).



— Профсоюз просит рассмотреть возможность организации пунктов бесплатной раздачи средств защиты от инфекции для водителей совместно с памятками о правильном их использовании или зафиксировать разумную оптовую цену, по которой таксисты <…> могли бы приобретать их, также в специальных пунктах, — говорится в письме.



Ярослав Щербинин подтвердил «Известиям» его отправку. Он пояснил, что бесплатная раздача масок и дезинфицирующих средств позволит водителям экономить ежедневно 200–300 рублей, или около 10% дневного заработка.



— Ясно, что Москва не обязана этого делать, но такая мера в условиях пандемии была бы разумной. В течение рабочего дня желательно иметь хотя бы пару одноразовых масок, что накладно, да и в аптеках их невозможно сейчас найти, — сказал он.



Он также пожаловался, что на фоне резкого падения количества заказов таксопарки вынуждены снижать суточную арендную плату за машину (она упала в среднем с 2 тыс. до 1,3 тыс. рублей), но комиссии агрегаторов остаются прежними.



Ранее в столичном дептрансе «Известиям» сообщали, что в столице эксплуатируется более 139 тыс. легковых такси с разрешениями Москвы и Московской области. Исходя из этих цифр, даже с учетом резкого падения спроса (на 63% на 2 апреля) на неделю работы столичным таксистам нужны сотни тысяч индивидуальных средств защиты, отметил глава профсоюзной организации.



Помочь водителям стараются некоторые агрегаторы. В «Ситимобил» сообщили «Известиям», что компания закупила антисептики и маски для таксистов, подключенных к сервису. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах сервис также организовал бесплатные пункты дезинфекции машин (в Москве их четыре) для таксопарков-партнеров. Но обеспечить водителей масками и дезинфицирующими средствами — в первую очередь задача самих таксопарков, добавил представитель компании.



В сервисе «Максим» сказали, что поддерживают обращение профсоюза в мэрию.



— Мы готовы были закупить медицинские маски для всех городов присутствия (более 500 населенных пунктов), но в рознице нет такого количества, — пояснил представитель агрегатора.



В «Яндекс.Такси» сказали «Известиям», что раздача бесплатных масок у Шереметьево таксистам производилась в период выполнения международных авиарейсов (с 27 марта отменены решением властей). Сегодня компания информирует водителей о необходимых мерах безопасности, организует дезинфекцию автомобилей (в Москве и Екатеринбурге действуют бесплатные пункты), а также отменила плату для водителей в пунктах телемедицинского контроля (на случай ухудшения состояния здоровья в течение дня).



В Gett и «Везет» на момент публикации на запросы не ответили.



Департамент транспорта Москвы также передал небольшое количество средств индивидуальной защиты таксопаркам, но счет идет в каждом случае на тысячи штук, то есть даже небольшому парку в 100 машин хватит на 2–3 дня, рассказал источник «Известий» на рынке таксомоторных перевозок. Несколько собеседников «Известий» в агрегаторах утверждают, что масок нет даже на складах аптечных сетей, а обращения во всевозможные инстанции, в том числе в Роспотребнадзор и к московским чиновникам, оказались безрезультатными.



В столичном департаменте транспорта отказались от комментариев, в мэрии Москвы на запрос «Известий» на момент публикации не ответили.


Масок нет


В марте Роспотребнадзор при поддержке ГИБДД начал проводить рейды по Москве для выявления таксистов без масок.



В Роспотребнадзоре сообщили «Известиям», что таксопаркам, операторам каршеринга и агрегаторам выдано предписание принять дополнительные санитарные меры, среди которых обеспечение водителей запасом одноразовых масок (менять их нужно не реже одного раза в три часа), дезинфицирующими средствами и кожными антисептиками. Московское управление ведомства проводит «выборочный контроль» исполнения этих указаний.



— Информация о нарушающих предписания юрлицах и ИП направляется в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы для прекращения доступа к онлайн-сервисам заказа такси, — сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора. Количество таких компаний и предпринимателей там не уточнили.



Владелец одного из небольших столичных таксопарков (около 150 машин) подтвердил «Известиям», что такие рейды проходили, проверяющие выдавали предписания об устранении нарушений, но водителей не штрафовали. Маски его фирма закупила еще в самом начале эпидемии в феврале, уже тогда по завышенным ценам (от 25 до 200 рублей за штуку в зависимости от типа), приобретали в том числе и строительные респираторы. Сейчас, по его словам, они уже заканчиваются.


Как сообщали «Известия», маски начали исчезать из аптек еще в конце января. Вслед за ажиотажным спросом, создавшим дефицит таких товаров, резко (в 2–3 раза) подскочили цены на них.


В конце марта глава Минпромторга докладывал президенту РФ о том, что пошив медмасок в стране удалось нарастить до 1,5 млн в сутки (до пандемии российские предприятия изготавливали около 600 тыс. изделий), к середине апреля цифру доведут до 5 млн. Министр отмечал, что этого добились в том числе за счет перевода профильных предприятий на круглосуточный режим работы. Более того, со 2 марта введен запрет на экспорт масок за рубеж.



Но даже такие меры пока не позволили ликвидировать дефицит этих изделий в московских аптеках, убедился корреспондент «Известий». Из семи ближайших аптечных пунктов на юго-востоке столицы их не оказалось ни в одном. Такая же ситуация в ВАО. Продавец в аптеке «Ригла» сказала, что «масок нет уже два месяца», а в пункте сети «Столичные аптеки» отметили, что их должны привезти, но пока неясно, когда. На входе в аптечный пункт «Планета здоровья» висит объявление об отсутствии в продаже масок, аналогичное сообщение («Масок нет, когда будут — неизвестно») размещено в аптеке сети «Диалог».



Маски в достаточном количестве для таксистов сейчас просто невозможно купить ни за какие деньги, сказал «Известиям» глава комитета транспортного обслуживания Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Богдан Коношенко. В качестве альтернативы он предлагает самим изготавливать одноразовые марлевые средства защиты и обрабатывать их дезинфицирующими растворами. Другого выхода у водителей сейчас просто нет, поскольку ездить без маски в сложившихся условиях опасно для себя и окружающих, считает он.



Председатель координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей Евгений Нифантьев пояснил «Известиям», что сейчас в первую очередь масками обеспечиваются медицинские учреждения. Как только этот процесс будет завершен, они поступят в розничные сети. Учитывая значительное улучшение эпидемиологической ситуации в Китае, вероятнее всего, это произойдет в течение апреля, добавил он.